Развитие ребенка: сензитивные периоды

Что такое сензитивный период, когда малыша лучше обучать различным навыкам?
Развитие ребенка: сензитивные периоды

Какие периоды называют сензитивными

Все малыши, независимо от принадлежности к национальности, социальному уровню развиваются, согласно учению самого известного в мире педагога-психолога Монтессори, одинаково. За период от 0 до 6 лет проходит несколько этапов, когда малыш к окружающему миру особенно восприимчив. Такие периоды называются сензитивными.
 

Сензитивный период развития речи у детей

Возраст от 0 до года:

На определенном этапе, ближе к возрасту в 12 месяцев, ребеночек становится контактным, он пытается как-то показать свои эмоции. Первое, что он делает — имитирует звуки, что его окружают. Иногда можно услышать как кроха даже передразнивает взрослую речь, но пока неразборчиво, потому что он сам еще не различает некоторые нюансы. Специалисты утверждают, что если малыш был на искусственном вскармливании или вообще был лишен материнской ласки, дальнейшее развитие может проходить немного иначе, чем у тех, кто тесно общался с матерью.

От года до трех лет:

Это самый благодатный период для развития речи. Ребенок способный запоминать большое количество слов и воспроизводить их. Если малыш не будет слышать человеческую речь в данном возрасте, то может вообще не научиться нормально говорить. Например, как в случае с детьми, которые выросли с животными. Они не станут такими, как обычные малыши и общение в речевом плане буде для них сильно ограничено. Педагоги с мировым именем советуют в данный период много разговаривать с ребенком, читать ему сказки, поддерживать любое общение, но меньше сюсюкать и потакать неправильному произношению слов.

От трех до шести лет:

Многие детки в данном возрасте обращают внимание на буквы. Они их видят в названиях магазинов, различных надписях. При этом сами пытаются рисовать буквы на стенах, песке, снегу, выкладывать их из кубиков и палочек. Как раз Монтессори рекомендует поддерживать в детях этот интерес и таким образом, играя, изучать различные буквы, позже, ближе к 5-летнему возрасту проснется интерес к чтению. К этому возрасту уже можно изучить практически все буквы, не принуждая малыша к этому. Тогда чтение будет даваться легче.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Приучить малыша к порядку можно не навязывая ему этого, а просто воспользоваться возрастом. Примерно в 2 годика ребенок часто устраивает истерики и капризничает. Замечено, что происходит подобное явление чаще в тех семьях, где не соблюдаются режимы питания, сна и бодрствования, не складывается аккуратно одежда и т. д. То есть нарушается определенный порядок вещей. Для ребенка это важно. Соблюдая режимы и систематически складывая игрушки и одежду свою и малыша в порядок можно подать ему определенный пример, который он будет соблюдать всю оставшуюся жизнь.

Сензитивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

Сенсорами называют наши органы восприятия окружающей среды — слух, нюх, зрение, тактильные ощущения. Как только ребеночек начинает ручками касаться предметов намерено, тянуть их в рот, он знакомиться с окружающей средой. Постепенно он различает звуки, цвета, запахи, различную текстуру. Это все происходит своим чередом, но малышу можно помочь запомнить как можно больше разных ощущений. Для этого можно играть с ним предметами, которые имеют различную форму, цвет, текстуру. Педагоги рекомендуют игру «волшебный мешок». Сложить туда различные за формой и размером предметы, конечно, безопасные для малыша. Кусочки тканей и различных материалов. Пусть он ручкой трогает и пытается угадать, что это.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Играя с мелкими предметами, ребенок развивает мелкую моторику, благодаря чему улучшаются когнитивные способности, то есть мыслительные. Ладошки непосредственно связаны с мозгом, при исполнении руками каких-то действий, например лепки из пластилина или теста, игры с песком, горохом, пуговицами, бусами, фасолью, происходит массаж и активация некоторых участков ладоней и пальцев, что положительно влияет на работу мозга. Поэтому малышу нужно разрешать играть с мелкими предметами, но чтобы не доставать потом их из уха, носа, нужно это делать под присмотром или максимально обезопасить ребенка, например, бусы, пуговицы нанизать на толстую прочную нитку.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Когда ребенок учится ходить, он часто падает, потому что не владеет еще своим телом в полной мере. Постепенно навык улучшается и падения сокращаются. Чтобы помочь малышу лучше координировать свои движения, можно позволять ему лазить по лестнице, взбираться на специальные горки-тренажеры, стоять на одной ноге или пытаться устоять на неустойчивых предметах. Эти занятия нужно проводить только под присмотром взрослых, чтобы свести травматизм к минимуму.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В данный отрезок времени закладываются навыки, которые называются этикетом или системой поведения в обществе. Это то, что потом будет определяться как воспитанность или отсутствие таковой. Дети в этом возрасте подражают поведению своих близких родственников или тех, с кем находятся большую часть времени. Если родители сами не воспитанные, то вероятность того, что ребенок будет вести себя так же очень высока. Только личным примером можно заложить в подрастающее поколение необходимые навыки общения с окружающими.
От рождения и до 6 лет малыш подобен губке, он жадно впитывает все, что его окружает, идет достаточно интенсивное развитие, которым можно воспользоваться, чтобы ненавязчиво обучить элементарным навыкам. Специально учить что-то делать не всегда получается качественно. Ребенок, в большинстве случаев, противится, особенно в раннем возрасте. Насильно не только мил не будешь, но мало чему научишь, а зная в каком возрасте малыш к чему больше склонен, можно просто играть с ним или показывать на собственном примере, имея определенную цель обучения чему-то и результаты будут куда лучше.