Этапы развития речи у ребенка от 3 до 7 лет

Детки осваивают речь индивидуально: кто-то говорит первое слово в годик, а кто-то в два. Но существуют приблизительные нормативные рамки развития речи у детей.
Этапы развития речи у ребенка от 3 до 7 лет

Нормы развития речи:

Словарный запас ребенка в 3 года может составлять от 250 до 1 тыс. слов.

Малыш уже знает сове имя, также может назвать части тела, понимает все, что ему говорят, реагирует на просьбы положить что-либо на определенное место или принести какой-то предмет («положи машинку на стол», «принеси чашку из комнаты»).

Трехлетний малыш может все еще невнятно произносить некоторые звуки, путать местами слоги в длинных и сложных словах.

Ребенок в 4 года говорит сложными предложениями, начинает применять слова, обозначающие временные и пространственные понятия, делает умозаключения.

Начинается активное «почемуканье», ребенок задает много вопросов.

Произношение звуков улучшается, малыш произносит сложные слова. Словарный запас составляет до 2 тыс. слов.

Ребенок в 5 лет в норме выговаривает все звуки, использует все части речи, а также обобщающие слова. Словарный запас возрастает до 3 тыс. слов.

В 6-7 лет дошкольники правильно сопоставляют грамматические формы слов, понимают метафоры, могут использовать в речи устойчивые словосочетания. Словарный запас составляет от 3,5 тыс. слов.

Признаки нарушения речевого развития ребенка

Среди признаков нарушения речевого развития выделяют следующие:
  • отсутствие гуления и лепета на первом году жизни;
  • отсутствие какой-либо реакции на речь и интонацию взрослых на первом году жизни;
  • в полтора-два годика малыш не понимает элементарных вопросов, не может указать на предмет или человека, о котором его спрашивают («покажи, где твоя мама», «где на картинке кошечка»);
  • по достижению двухлетнего возраста малыш так и не сказал ни одного слова;
  • малыш в трехлетнем возрасте может повторять только заученные услышанные где-то фразы, не выражает свои собственные мысли словами;
  • в три годика кроха не понимает простых просьб («поставь чашку на стол»);
  • ребенок для выражения мыслей использует только жесты и плачь.

Причины речевых нарушений

Среди причин отставания в речевом развитии могут быть:
  • проблемы с центральной нервной системой, вызванные гипоксией при беременности или в родах, недоношенной или переношенной беременностью, наличием родовых травм или внутриутробного инфицирования и прочее;
  • проблемы со слухом (ребенок учиться говорить, анализируя услышанное; если он плохо слышит – будут проблемы с речью);
  • негативные социальные условия, в которых растет ребенок;
  • чрезмерная опека (ребенок не будет испытывать потребности в речи, если при каждом его «мычании» или любом другом звуке родители будут пытаться угадать, что он хочет, предоставляя множество вариантов).

К чему приведут речевые нарушения? Последствия

Речевые нарушения не только создают ребенку проблемы в понимании того, что ему говорят, малыш также не может полноценно выразить свои мысли и потребности.

Проблемы с развитием речи могут стать причиной задержки ребенка в общем развитии, нарушений в функционировании психики и мыслительных процессов.

Если не устранить речевые нарушения, они могут сохраниться на всю жизнь.