ДНК тест для обнаружения рака груди дает результаты за 5 лет до появления симптомов

Рейтинг: 0 / 0 голосов
Если раковая опухоль обнаруживается поздно, врачи уже мало что могут сделать. Поэтому ученые бьются над разработкой методов диагностики, позволяющих выявить рак молочной железы как можно раньше и спасти тысячи жизней. Исследователи из Университета в Ноттингеме (Великобритания) преуспели в этом направлении: они сообщают, что нашли возможность с помощью простого анализа крови определять рак молочной железы за 5 лет до появления симптомов.

Суть нового анализа – определение иммунного ответа человеческого организма на клетки опухоли

В раковых клетках опухоли образуются белки, называемые антигенами (TAAs), против которых в организме создаются антитела, называемые аутоантителами. Новый тест нацелен на поиск в образце крови этих аутоантител, служащих указателями на существование рака.

Ученые смогли выделить 40 антигенов, связываемых с раком молочной железы. Для этого они сравнивали образцы крови 90 женщин со злокачественной опухолью молочной железы с анализами крови 90 здоровых женщин. Новый тест нацелен на поиск аутоантител к этим 40 антигенам. Кроме того, проверяется наличие аутоантител к 27 антигенам, связь которых с опухолью молочной железы пока достоверно не установлена.

Совершенствование метода

Когда у ученых была в распоряжении панель только из 5 антигенов, связываемых с раком груди, они правильно определяли наличие опухоли только в трети случаев. Панель из 7 и 9 показателей определяла точно рак молочной железы в 35–37 % случаев образцов крови раковых больных и не обнаруживала рак в 79 % образцов анализа крови людей без рака. Эти результаты получены на большой группе из 800 человек. Понятно, что тест нужно еще уточнять, но направление для исследований проложено.

Чем отличается новый тест от имеющихся

Новый тест определяет наличие злокачественной опухоли молочной железы за 4–5 лет до проявления симптомов, а тесты на протеины, выделяемые раковой опухолью, ДНК и РНК срабатывают на более поздних стадиях. Кроме того, в новом тесте используется много маркеров.

Почему рак молочной железы сложно выявить на ранней стадии

Вначале опухоль выделяет в кровь очень мало биомаркеров. К тому же разные виды рака молочной железы могут иметь различающиеся маркеры, в данном случае – разные антигены. Кроме того, возможно различие между раком до менопаузы и после, а также могут отличаться маркеры семейного рака. Все это приводит к разной чувствительности теста на определение рака.

Исследователи полагают, что через 4–5 лет новый неинвазиный метод диагностики, предложенный в Ноттингеме, можно будет применять в клинической практике. В дальнейшем он может стать дополнительным к маммографии или даже основным. Особенно на него надеются ученые из слаборазвитых стран. Хотя тест пока не достаточно совершенен, ученые открыли это важное направление в раннем обнаружении злокачественной опухоли. Сейчас ведутся подобные исследования для раннего обнаружения рака легкого, рака панкреатической железы, колоректального рака и рака печени.