Задержка речевого развития

От чего бывает и что делать?
Задержка речевого развития

Что такое задержка речевого развития

Отставание детей в освоении родного языка, его основных норм называют задержкой речевого развития. Такой диагноз ставят малышам до 4-х лет, которые не могут нормально изъясняться, не владеют тем словарным запасом, который в этом возрасте имеют большинство детей. По статистике отстают в речевом развитии от 3 до 10% малышей. Среди них подавляющее большинство мальчиков. 

Когда ребенок должен начать говорить

Речевое развитие очень важная часть общего развития ребенка, в норме, если в 1 годик, он уже знает не менее 10 слов и понимает какие предметы им соответствуют.
Через год, то есть, когда ребенку исполняется 2, он владеет словарным запасом в 50 и более слов, строит короткие предложения, используя прилагательные и местоимения.
Еще через пол года, в 2,5, малыш уже должен строить сложные предложения. Выговаривать правильно почти все звуки, кроме шипящих, "р", "л", осмысленно задавать вопросы.
К 3-летнему возрасту ребенок говорит связно, объем употребляемых слов увеличивается.
К 4-м годам ребенок говорит сложными предложениями, использует все части речи, понимает многие понятия и может выделять их в группы по похожим признакам.
5-летний малыш изъясняется почти как взрослый, его словарный запас превышает 3 000 слов. Он может пересказать сказку, анализировать поведение героев.
Если ребенок не справляется, то его необходимо показать специалистам. Своевременное вмешательство сможет помочь развивать речь без ущерба для общего развития малыша.
 

Проявление задержки речевого развития

Считается нормальным, если речевое развитие запаздывает на несколько месяцев. Однако понять, что это опоздание или нарушения развития смогут специально обученные люди - педиатры, логопеды, детские психологи.
Указывать на задержку речевого развития могут такие признаки:
  • До годика ребенок не реагирует на звук в полной мере.
  • В 1,5 годика не повторяет за взрослыми слова.
  • В младенческом возрасте много молчит, мало агукает, нет разнообразия звуков.
  • В полтора-два года не выполняет простые поручения - что-нибудь принести, показать.
  • В 2 года не произносит отдельные слова, вообще редко издает звуки.
  • В 2,5-3-летнем возрасте не говорит предложениями, не может связать пару слов.
  • В 3 не строит самостоятельно фразы. только повторяет за кем-то - родителями, телевизором.
Стоит обратить внимание на развитие ребенка, если он в период, когда должен говорить, старается пользоваться способами невербальной передачи информации и общения.
 

Причины ЗРР

К задержке развития речи могут привести:
  • Нарушения работы головного мозга, связанные с органическим или механическим поражением.
  • Эмоциональные расстройства на фоне неблагоприятной психологической обстановки в семье или в детских коллективах.
  • Задержки созревания нервной системы.
Так же отставать в развитии речи малыш может из-за проблем со слухом, врожденных или приобретенных.

Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку при лечении ЗРР 

Логопед

Доктор, специализирующийся на дефектах речи или отклонениях в речевом развитии. Он владеет многими техниками, помогающими ребенку научиться говорить, выговаривать правильно буквы и слова. 

Дефектолог

Помогает малышам, страдающим различными отклонениями в развитии, психическом и физическом здоровье, преодолеть свои комплексы или особенности и адаптироваться в обществе.

Невролог

Специалист, который занимается вопросами работы нервной системы. Ведь задержка речевого развития может касаться особенностей функционирования нервной системы. 

Рефлексотерапевт 

В обязанности данного специалиста входит реабилитация физического состояния ребенка, например, после травмы или серьезного заболевания. Он помогает восстановить работу некоторых органов и систем путем их стимуляции различными способами.
 

Методы лечения задержки речевого развития

Терапия задержки речевого развития зависит от состояния ребенка. При серьезных отклонениях возможно понадобится прием специальных препаратов для стимуляции. Кроме этого, важно с ребенком много заниматься - играть в игры, лепить, складывать пазлы, выполнять различные упражнения на улучшение артикуляции.
Бояться диагноза - задержка речевого развития не стоит. Важно в данном случае своевременно понять, что ребенок отстает и помочь ему догнать своих сверстников с помощью специалистов и серьезной работы над собой.