Развитие психики ребенка до года

Какие особенности развития психики у новорожденного и младенца?
Развитие психики ребенка до года

Особенности психического развития новорожденного ребенка

Сразу после рождения малыш не реагирует или почти не реагирует на внешний мир. Он только кушает и спит. Он не активный социально. Беспомощный, полностью зависим от родителей. Он остро нуждается в тепле и пище. Эмоциональный контакт с матерью во время кормления очень важен, но он «работает» на будущее.
Кстати, американские ученые провели исследования с новорожденными и их контактами с матерью, как тактильный контакт влияет на будущее ребенка, а потом взрослого человека. Оказалось, что те детки, матери которых просто гладили их по спине, много общались с новорожденным, вырастали более успешными людьми, среди них почти не было алкоголиков и наркоманов. И совсем другая картина вырисовывалась с теми, чьи родители мало уделяли времени общению с новорожденным.
Несмотря на то, что недавно рожденный малыш не отвечает родителям на ласку и почти никак не реагирует, с ним обязательно следует общаться, часто брать на руки, разговаривать, гладить по спине. Со временем, ребенок начнет отвечать, сначала фиксировать взгляд, потом улыбаться, затем тянуться ручками, плакать, когда он голоден, ему холодно или дискомфортно. Когда малыш начинает реагировать на маму, ее прикосновения и голос, этап новорожденности заканчивается и начинается младенчество.

Особенности психического развития ребенка в младенчестве

До года ребеночек активно и очень интенсивно растет и развивается. Он за 12 месяцев в несколько раз увеличивается в размерах и становится тяжелее килограмм на 10. За это время успевает сначала держать голову, потом переворачиваться, сидеть, ползать и, наконец, ходить. Все этапы у каждого отдельно взятого ребеночка проходят по-своему. Одни к году уже ходят и едят «взрослую» еду, другие еще только начинают самостоятельно вставать на ножки, а во рту только к 9 месяцам появляются первые зубы. Все зависит от генов и особенностей развития детской физиологии и психики.
Примерно с 2 месяцев, малыш уже отчетливо слышит маму, различает ее голос, он даже всех, кто живет рядом различает по голосу и запаху. Подолгу рассматривает яркие вещи и самое главное реагирует на людей. Отвечает на улыбку, плачет. Позже ручками тянется к лицу, хватается за одежду. Это все еще не осознанно происходит, рефлекторно. Однако обратная связь уже есть.
К 5-6 месяцам малыш взаимодействует с тем, кто с ним общается. Берет из рук игрушки, различает их, все тянет в рот, не только из-за сосательного рефлекса и прорезывания зубов, а из-за того, что так он получает много информации о предмете, который попадает в рот. На данном этапе ребеночек уже испытывает потребность в общении, имеется в виду на эмоциональном уровне. Он наблюдает за тем, как кто-то что-то делает и позже начинает подражать.
Завершается этап младенчества, когда малыш встает на ножки, постепенно учится ходить, при этом он уже понимает много слов, различает речь, некоторые уже пытается повторять, самые простые.

Развитие самосознания и речи у младенца

Речь появляется и развивается раньше самосознания. Еще лежа в кроватке, ребеночек издает какие-то звуки, которые сначала бессвязные, а позже складываются в первые слова — мама, папа, баба и т. п. К концу первого года жизни, в арсенале некоторых малышей уже насчитывается около 20 слов, которые они не только произносят, но и знают что им соответствует. Конечно, речь малыша еще не четкая, иногда состоит из перевертышей, или неправильно произносимых. В таком случае нужно ребенка поправлять и помогать ему заучить правильное произношение.
Самосознание начинается с того, что малыш ручкой тянется к чему-то. Учится владеть телом. Сидеть, самостоятельно переворачиваться, подниматься и стоять, держась за что-то, ходить. Он еще не осознает себя, но уже реагирует на имя. С улучшением координации движений и развитием речи, становятся лучше и мыслительные способности ребеночка. Он играется игрушками, складывает кубики, различает цвет, форму. К 2 годам малыш, когда смотрит на себя в зеркало, узнает. Он понимает как его зовут, как пользоваться различными предметами. Переход на следующую ступень развития самосознания возникает тогда, когда малыш называет себя в третьем лице, еще до конца не осознавая, что его имя и он одно и то же. Он как бы сторонний наблюдатель себя, а позже понимает значение слова Я. Эта способность окончательно сформируется уже к 3-летнему возрасту. В этот период ребенок стремиться к самостоятельности. Кричит: «Я сам!» и действительно, пытается сам надевать одежду, что-то делать. В то же время, появляются первые оценочные суждения. Он знает, что такое «хороший» и «плохой». Так, как хороший, значит безопасность, то малыш пытается соответствовать, правда, не знает как, но стрессом реагирует на грубую критику, особенно на повышенных тонах и обвинения в том, что он нехороший. Закончится процесс формирования самосознания уже после подросткового периода, когда ребенок пройдет все этапы психологического развития и станет зрелой личностью.
Психическое состояние ребенка напрямую зависит от поведения родителей, их воспитательных приемов. Главное в этом деле не переусердствовать, давать малышу больше свободы и возможности самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Тогда он вырастет более самосознательным и самостоятельным.