Как помочь ребенку развить память?

Зачем необходимо развивать память и как это делать?
Как помочь ребенку развить память?

Об особенностях детской памяти

У маленьких детей работает в основном непроизвольная память. Ребенок не старается что-либо запоминать специально, все получается само собой. Особенно, если на эмоциональном фоне. Сильные эмоции закрепляют то или иное воспоминание. Так же способствует запоминанию событий активная деятельность, например, игры. Чтобы малыш запомнил что-нибудь, необходимы определенные условия — хорошее или плохое настроение, желание ребенка чем-то заниматься, интерес.
В дошкольном возрасте идет очень интенсивное развитие крохи, в том числе и его памяти, в особенности, когда он начинает говорить и задавать много вопросов. Примерно с 3-летнего возраста ребенок может запоминать большие объемы информации, в этот период быстро запоминаются и воспроизводятся различные детские песенки, стихи, присказки, сказки и т. п.
Произвольно дети запоминают информацию начиная с 5-6 лет, если ставят себе такую цель. Необходимо воспользоваться тем, что ребенок может запоминать и воспроизводить информацию и всячески поощрять попытки что-нибудь запомнить, а потом вспомнить при случае.

Зачем развивать память?

Самостоятельно память нормально не сможет развиться. Это может привести к неуспеваемости в школе, плохому поведению. У таких детей слабая память и они не могут правильно усваивать школьную программу, справляться с элементарными объемами информации. Иногда педагоги ошибочно считают таких детей ленивыми или такими, у которых нет достаточной мотивации для лучшей учебы. Если существуют проблемы с запоминанием и воспроизведением полученной информации, то в будущем это помешает формированию и закреплению навыка чтения.
 

Возрастные особенности развития памяти у детей

От 1 года до 2 лет

В этот период малыш начинает узнавать тех людей, что часто видит, кроме мамы и папы. Интенсивно развивается нервная система и способствует более прочному запоминанию информации. Малыш постепенно становится на ножки и этот опыт обогащает мнемонические способности. Ближе к 2-летнему возрасту появляется образная память, поэтому первые воспоминания себя в детстве относятся к этому периоду.

От 2 до 4 лет

Для этого период характерное механическое запоминание информации, но уже после 2-летнего возраста, ребенок использует логику для запоминания слов, в особенности сложных. Малыш хорошо помнит события, которые с ним произошли в раннем детстве. На данном этапе запоминаются двигательные навыки.

От 4 до 6 лет

В этот период, в самом его начале, превалирует непроизвольный вид запоминания информации. Ребенок не прикладывает усилий, чтобы запомнить что-либо. Основные события запоминаются в процессе какой-либо деятельности. Если она вызывает живой интерес у малыша, то быстрее запомнится.

Упражнения на развитие памяти

Существуют различные виды памяти. Чтобы их развивать, необходимо выполнять соответствующие упражнения, Так для:
  • Двигательной памяти — можно в игровой форме, лучше, когда несколько участников. Завязать малышу глаза и провести по заранее намеченному маршруту. Затем снять повязку и попросить, чтобы он повторил порядок действий.
  • Зрительной — хорошо подойдет такое упражнение: взять два изображения одного и того же предмета, но на второй картинке должны отсутствовать некоторые детали и попросите малыша определить какие именно.
  • Слуховой и ассоциативной — подходит для детей дошкольного возраста. Чтобы результат был лучше, можно задействовать несколько детей. Называйте слова, а дети должны описывать предметы снаружи, указывать на их свойства, действия, что помогают совершать данные предметы. Например, канцелярская кнопка. Она маленькая, сделанная из железа, ею крепится бумага к стене и т. п.
Чтобы развить логическое мышление, можно показывать ребенку карточки, на которых изображены различные предметы. Обязательным условием успешного обучения является то, что между изображенными предметами не должна прослеживаться явная связь.

Игры для развития памяти

Самые простые и интересные игры для развития памяти:
  • Прятки. Для начала можно просто закрыть лицо руками или платком. Постепенно ребенок будет сам пытаться стащить с лица ладони или кусок материи, чтобы увидеть лицо любимой мамы. Когда малыш подрастет, можно прятаться за мебель, например, или в доступных и знакомых для ребенка местах.
  • Для детей старше 2 лет подойдет игра «Что пропало?». Поставить на стол много разных предметов, желательно таких, которые ребенок хорошо знает. Просить отвернуться, а за это время убирать по 1 предмету. Затем пусть ребенок назовет какому именно.
  • «Магазин». Для более веселого времяпрепровождения можно изготовить символические деньги. Поставить различные предметы и игрушки на стол и назвать несколько, а потом пусть малыш пойдет и купит все, что было названо. Чем больше, тем лучше.
Развивать память можно начинать достаточно рано. Как только малыш будет способен слушать задания и выполнять их, уже необходимы первые тренировки. Двигаться желательно от простого к сложному. Постепенно ребенок освоит необходимые навыки.