Как научить малыша различать цвета

Различает цвета малыш рано, но названия их он не знает, этому необходимо научить. Какие техники можно применять при этом?
Как научить малыша различать цвета

Когда ребенок способен различать цвета?

Малыш начинает различать предметы и их цвет еще в первые дни после рождения, а в возрасте 3-4 месяцев отчетливо видеть. Сначала он быстрее осваивает качественные характеристики различных предметов. Различать по цвету необходимо его научить. По началу ребенок выделяет только яркие предметы, окрашенные в гамму от красного до желтого, это происходит примерно в 4-месячном возрасте. Затем постепенно различает зеленые и синие к 6-месячному возрасту, в последнюю очередь начинает понимать оттенки. Полностью распознавательная функция закрепляется в 4-5-летнем возрасте.

Как определить готовность ребенка к изучению

Как только ребенок начинает самостоятельно играться игрушками, необходимо его учить различать цвета. Это происходит примерно в 1-1,5-летнем возрасте. Прежде всего малыш должен быть заинтересован предметами, которые его окружают. Даже, если он еще не очень контактный, все равно уже хорошо слышит и запоминает, что ему говорят.
Для того, чтобы протестировать готовность малыша к обучению соберите игрушки и попросите рассортировать их по какому то признаку, например, форме. Если ребенок легко все сделает, уже можно начинать знакомить его с цветовой гаммой предметов. Для теста можно использовать — кубики, посуду, мозаику, конструктор типа Lego.

Общие правила

Чтобы обучение проходило легко и непринужденно, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
  • Начинайте знакомить малыша с цветами с красного и желтого, они в первую очередь привлекают ребенка.
  • Показывайте игрушки, называйте их и обязательно не забудьте упомянуть их цвет.
  • До годика, не смотря на отсутствие полноценного речевого общения, малыш быстрее всего запоминает. Информация просто накапливается в нужном месте и виде, позже он сможет ее использовать.
  • Лучше запоминается информация в утренние часы, не даром в это время проводятся уроки в школе и занятия в детских садах. Старайтесь уделять малышу по несколько минут каждое утро для обучения.
  • Важно чтобы к возрасту 1-1,5 годика у малыша были простые однотонные игрушки, с которыми можно легко играть. Например, кубики или пирамидка.
  • Называя определенный цвет, просите малыша собрать предметы одного или двух цветов.
  • Не перегружайте малыша и ни в коем случае не заставляйте учиться.
Чтобы закрепление цвета происходило лучше, при любом удобном случае указывайте ребенку на цвет того или иного предмета, не обязательно это делать только в момент обучения.
 

Игры для изучения цветов

Обучение лучше проводить в игровой форме. Поиграйте с ребенком в такие игры, как:
  • «Найди такую же». Пока малыш еще не знает название цвета, пусть находит игрушку похожую на другую сначала формой, текстурой, а затем и цветовой гаммой.
  • «Собери вместе». На полу разложите различные игрушки разных цветов. Попросите собрать отдельно каждого цвета.
  • «Сложи фигурку». Возьмите цветной картон и ножницами вырежьте несколько простых фигур. Разделите их на две половинки и попросите ребеночка составить целую фигурку определенного цвета.
  • «Цветная улица». Когда будете гулять, обращайте внимание малыша на различные цветные предметы и рассказывайте о них. Например, светофор. Расскажите что-то интересное, какие цвета загораются и почему.
  • «Мешочек с подарками». Изготовьте из материи разных цветов несколько мешочков. Разложите в них вырезанные из цветного картона различные фигурки. В один мешочек одинаковые, например, человечки, звездочки, треугольники, кружки и т. п. Покажите ребенку сложенные фигурки в мешочке, затем выложите их, смешайте и попросите разобрать.
  • «Волшебный поезд». Возьмите один крупный предмет и помельче. Крупный будет во главе поезда, предметы помельче вагонами. Можно собирать одного цвета, затем подмешивать других цветов.
Игры можно придумать и самостоятельно используя упомянутые как основу.
 

Почему ребенок может путать цвета?

Перепутать цвет малыш может по нескольким причинам. Первая — нарушение цветовоспиятия или дальтонизм и второе — баловство. В первом случае необходимо ребенка проверить у офтальмолога. Во втором — проявляется характер. Некоторые детки очень упрямы и часто таким образом стараются управлять ситуацией.
Если со зрением все нормально, пойдите на хитрость и проверьте, знает ли малыш цвета правильно, для этого возьмите цветные фломастеры или ручки, надо, чтобы колпачки были тоже цветными и поменяйте их местами. Если ребенок правильно их отсортирует, то переживать нет причины.
Иногда малыш путает цвета из-за того, что еще не запомнил точно как они называются и выглядят, со временем все наладится.
Способность распознавания появляется на свет вместе с нами. С рождения малыш отличает своих родителей и родных от чужих. Однако цвет, форму и другие качества предметов необходимо учить различать. Чем раньше ребенок овладеет подобными навыками, тем легче ему будет даваться обучение в детском саду и школе в последствии.