Сенсорное развитие детей раннего возраста

Хотите воспитать интеллектуала - развивайте сенсорное восприятие своего ребенка еще в раннем детстве

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Что такое сенсорное развитие и воспитание

Сенсоры — это органы чувств (глаза, уши, кожа). Восприятие окружающей среды этими органами, называется сенсорным. Первые запахи, звуки, тактильные ощущения. Они очень важны в жизни малыша и закладывают фундамент для дальнейшего интеллектуального, эмоционального и физического развития. Помогает усовершенствовать восприятие окружающего мира через ощущения — сенсорное воспитание. Специально разработанная педагогами система. Ее основная задача — научить ребенка мыслить с помощью обследования органами чувств окружающих предметов.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения разделяются на 4 вида:
  • Запахи или обоняние.
  • Звуки или слух.
  • Тактильные ощущения или осязание.
  • Вкус.
Для гармоничного и целенаправленного развития детей существует эталонная система восприятия через органы чувств, которая сформирована достаточно давно. Это накопленный чувственный опыт человечества на протяжении всего периода развития.

Эталонная система для детей раннего возраста

В раннем возрасте ребенку необходимо научиться отличать:
  • Сладкое от кислого и других вкусов.
  • 7 цветов радуги.
  • Приятный или неприятный запах.
  • Большой, маленький, средний предмет.
  • Квадрат, круг, треугольник и другие формы.
  • Мягкий, твердый, пушистый, колючий, шершавый, холодный, теплый и другие фактуры.
  • Вес — легкий или тяжелый предмет.
  • Утро, вечер, день, ночь.
  • Интенсивность звука — тихо или громко.
  • Родную речь от чужой.
  • Пространственные ориентиры — далеко, близко, высоко, низко, правый, левый.
  • Звучание музыки.
Благодаря своевременному усвоению данных сенсорных эталонов, у ребенка правильно развивается мышление и речь.

Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста

Ранний возраст считается от 1 до 3 лет. На каждом году жизни ребенка актуальны свои задачи сенсорного воспитания:
  • 1 год — знакомство со свойствами предметов. Ребенок получает огромное количество впечатлений, которые непосредственным образом влияют на его физическое и эмоциональное развитие.
  • От 2 до 3 лет — малыш должен различать основные цвета, формы и другие простые свойства окружающих предметов.
  • От 3 и дальше — постепенно ребенок знакомится со сложными формами, фактурами и различными оттенками цветов, сочетаниями вкусов и звуков.
Важную роль в усвоении сенсорного восприятия играет речь. Когда малыш начинает говорить и понимать речь, усиливаются мыслительные операции. Маленький человек быстрее запоминает, может анализировать предметы и их свойства, что способствует более четкому их различию.

В каком возрасте и форме следует приучать ребенка к сенсорной культуре

Чем раньше, тем лучше. Когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру. По мнению многих педагогов, ранний возраст — от года до трех, является самым благоприятным. Его еще называют «золотая пора» для сенсорного воспитания.
Основной вид деятельности у малышей раннего возраста — игры. Обучение в такой форме проходит незаметно и более успешно.

Примеры игровых упражнений для сенсорного развития малыша

Дидактические или обучающие игры имеют огромное значение в жизни ребенка. На начальном этапе происходит знакомство с предметами в игровой форме. Дальше формируется фундамент для развития интеллекта.

дети от 1 до 2 лет

В этот период давайте ребенку дотрагиваться до разных поверхностей — гладкой, шероховатой, колючей, холодной или теплой. Покупайте игрушки разных цветов. Просите показать предмет той или иной формы, определенного цвета.
Создайте специальный альбом, приклейте туда лоскуты разной фактуры — бархат, наждачную бумагу, москитную сетку, шерсть, мех, все, что сможете найти в доме и давайте малышу трогать.

дети от 2 до 4 лет

В этом возрасте можно начинать складывать различные пирамидки, матрешки, простые пазлы из дерева или пластика, кубики. Так же поиграйте с ребенком:
  • «Найди фигуру» — разложите на столе различные фигуры. В мешочек сложите такие же. Назовите одну из них и попросите малыша в мешочке найти пару.
  • «Сложи пирамидку» — сначала пусть ребенок сложит пирамидку с открытыми глазами, затем с закрытыми.
  • «Золушка» — смешайте различные крупы, горох, чечевицу и фасоль. Необходимо разобрать на кучки. Когда ребенок научится быстро разбирать с открытыми глазами, можно усложнить задачу, завязав ему глаза.
Можете придумать подобные игры с любыми предметами. Главное, чтобы малышу было интересно.